+7 499 653 55 00
для Московской области и Москвы
8 800 500 7 500
Для регионов. Звонок бесплатный Позвонить по Skype Написать
Главная Закрытый конкурс по 44-ФЗ - порядок проведения закрытых процедур согласно контрактной системе: закрытый двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый аукцион

Порядок и правила проведения закрытых процедур закупок по 44-ФЗ

Ч.2 ст.24 ФЗ № 44 от 05.04.13 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определяет закрытые способы закупок как конкурентные способы определения поставщиков: исполнителей и подрядчиков. Закрытыми, по мнению законодателя, могут быть только аукционы и конкурсы, запросы предложений и котировок проводятся в открытой форме.

Статья 84 44-ФЗ к закрытым способам определения подрядчиков и исполнителей относит следующие виды торгов:

  • закрытый аукцион,
  • закрытый конкурс,
  • двухэтапный закрытый конкурс,
  • закрытый конкурс с ограниченным участием.

Порядок привлечения участников к закрытым закупкам

Основополагающим моментом, характеризующим процесс закупок как закрытый, является порядок привлечения участников.

В открытых торгах может принимать участие неограниченное число лиц, в закрытых – только те, кто получил приглашение.

Иными словами, закрытые закупки - торги с ограниченным участием, так как данные о них не попадают во всеобщую информационную сеть, а направляются ограниченному кругу заинтересованных лиц.

Лица, имеющие право участвовать в подобных конкурсах, должны соответствовать условиям ч.1 ст.31 44-ФЗ, а кроме того обладать возможностями для осуществления поставок, выполнения работ и оказания услуг – объектов закупок.

Часть 2 статьи 84 44-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень случаев, когда можно применять закрытые способы определения поставщиков. Их всего четыре:

1) закупка товаров, услуг, работ, призванных обеспечивать федеральные нужды при условии, что сведения о таких нуждах являются государственной тайной,

2) закупка товаров, услуг, работ, данные о которых являются государственной тайной, при условии, что эти данные содержатся в проекте контракта или документах о закупке,

3) заключение контрактов об оказании услуг транспортировки, страхования, охраны ценностей Госфонда драгметаллов и драгоценных камней РФ, об оказании услуг транспортировки, страхования, охраны музейных предметов и коллекций, ценных и редких рукописей, изданий, архивных документов, их копий, имеющих художественное, историческое, иное культурное значение, и передаваемых заказчиками физическим/ юридическим лицам либо принимаемых ими от физических/юридических лиц во временное владение и пользование (либо только пользование), включая проведение выставок на территории РФ и/или других стран,

4) закупка услуг водителей и уборки помещений, обеспечивающих деятельность судебных приставов и судей.

Как обстояли дела до вступления в силу ФЗ № 44 от 5 апреля 2013 г.

Напомним, что 44-ФЗ вступает в силу 1 января 2014 года. 8 лет, предшествующие этому моменту, процесс государственных закупок регламентировался Федеральным Законом от 21.07.05 № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В отличие от рассматриваемого данным нормативным актом было предусмотрено только 2 способа проведения закрытых закупок:

  • закрытый конкурс,
  • закрытый аукцион.

Такие разновидности закрытых торгов, как конкурс двухэтапный или конкурс с ограниченным участием, не предусматривались и не регулировались вообще.

Также следует отметить, что новый Закон расширил существовавший ранее перечень случаев, в которых допускается проведение закрытых торгов на целых 2 пункта. Это:

1) закупка товаров, услуг, работ, направленных на обеспечение федеральных нужд при условии, что сведения об этих нуждах являются государственной тайной,

2) закупка услуг водителей и уборки помещений для обеспечения деятельности судебных приставов и судей.

Процедура согласования способа проведения торга

По общему правилу способ выбора поставщиков согласовывается с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно пункту постановления правительства от 26.08.13 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» этот орган - Федеральная антимонопольная служба.

Максимальный срок согласования составляет 10 рабочих дней с момента поступления обращения о согласовании применения закрытого способа определения поставщиков.

Порядок согласования закрытых способов выбора поставщиков устанавливается Министерством экономического развития РФ согласно п.1 упомянутого выше постановления. Существует проект ведомственного приказа на эту тему, который будет принят в ближайшие дни.

Основные обязанности заказчика закрытого конкурса

При проведении закрытых торгов заказчик обязан соблюдать следующие правила:

  1. не допускать предоставления конкурсной документации и внесённых в неё изменений, направлять запросы о разъяснениях условий конкурсной документации и предоставлять разъяснения в электронной форме;
  2. в письменной форме доводить до ведома всех участников торгов разъяснения пунктов конкурсной документации с указанием предмета запроса, но без имени участника, его направившего;
  3. следить за тем, чтобы протоколы и данные, полученные во время проведения конкурсов, не были опубликованы в СМИ и размещены в единой информационной системе;
  4. не допускать осуществления видео- и аудиозаписей.

Если поставщик определён закрытым способом как несостоявшийся, заказчик имеет право предпринять один из следующих шагов на свой выбор:

  1. внести изменения в закупочную документацию и организовать проведение нового определения поставщика;
  2. согласовав решение с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, провести закупку у единственного поставщика. Порядок согласования в будущем будет определён ведомственным нормативным актом Министерства экономики и развития РФ.

Считаем важным подчеркнуть, что в контрактной системе нет специальных норм, регламентирующих порядок заключения контрактов по результатам проведения закрытых торгов, соответственно, по их завершению следует применять положения ст. 54 с учётом особенностей, предусмотренных § 5 главы 3 44-ФЗ.

Закрытый конкурс по 44-ФЗ, процедурные особенности проведения

Процедура проведения закрытых и открытых конкурсов во многом похожа. Главное их различие: при закрытых торгах данные о закупке заказчиком не обнародуются, а направляются весьма ограниченному кругу лиц, соответствующих требованиям 44-ФЗ и способных осуществить выполнение работ, поставку товара или оказание услуги, являющихся предметом конкурса.

Победителем его становится участник, предложивший более выгодные условия выполнения контракта. Новый Закон, в отличие от уже упомянутого ФЗ-94 от 21.07.05 № 94, иначе регламентирует порядок информационного обеспечения закрытых торгов.

Так, при проведении конкурса на закупку работы, товара, услуги, данные о которых относятся к государственной тайне (если их содержит конкурсная документация или проект контракта), заказчик публикует в единой информационной системе извещение о проведении такого конкурса не позже, чем за 30 дней до момента вскрытия конвертов-заявок на участие в нем.

Заинтересованные лица со дня размещения упомянутого извещения направляют заказчику в письменной форме запросы об участии в торгах с приложением документов, подтверждающих их соответствие требованиям 44-ФЗ и наличие доступа к информации, являющейся государственной тайной.

Согласно нормам Федерального Закона от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» доступ к таким сведениям оформляется в добровольном порядке специальным допуском для граждан РФ и должностных лиц.

Допуск организаций, учреждений и предприятий к выполнению работ, касающихся использования сведений, являющихся государственной тайной, созданием средств защиты информации, проведения мероприятий и/или оказания услуг по защите гостайны, осуществляется путём выдачи им лицензий, разрешающих выполнение работ со сведениями повышенной степени секретности.

Основанием для выдачи лицензии служат результаты специальной экспертизы учреждения, предприятия, организации и государственной аттестации их руководства, ответственного за защиту и безопасность сведений, являющихся государственной тайной. Расходы на проведение указанных процедур относят на счёт проверяемого предприятия.

Выдача предприятию, учреждению, организации лицензии на право проведения работ с использованием данных, составляющих государственную тайну, осуществляется на следующих условиях:

  1. соблюдение требований нормативных документов правительства РФ по обеспечению защиты данных, являющихся государственной тайной, в процессе проведения работ, связанных с их использованием;
  2. наличие у них средств защиты информации, сертифицированных надлежащим образом,
  3. присутствие в их структуре отделов по защите государственной тайны, а также сотрудников, специально подготовленных для работы по охране сведений, уровень квалификации и количество которых достаточно для защиты государственной тайны.

На протяжении трёх дней с момента получения запроса заказчик предоставляет заинтересованным лицам конкурсную документацию с учётом требований законодательства о защите государственной тайны. Документация направляется в письменном виде после внесения лицом платы за её предоставление при условии, что указанная плата определена заказчиком, а информация о ней содержится в приглашении к участию в закрытом конкурсе. Размер такой платы не может превышать расходы заказчика по изготовлению одной копии документации о конкурсе.

Как видим, извещение о закупке размещается в свободном доступе в единой информационной системе, но сама конкурсная документация доступна только лицам, направившим запрос об ознакомлении с ней и соответствующим требованиям законодательства РФ о сохранности государственной тайны.

Вместе с тем существуют случаи, когда извещение о проведении закрытой процедуры закупки в свободном доступе не размещается.

Подобное извещение не требуется при проведении закрытых торгов на:

  1. закупку товаров, услуг, работ для удовлетворения федеральных нужд, если сведения о них являются государственной тайной;
  2. оказание услуг страхования, транспортировки, охране ценностей Госфонда драгметаллов и драгоценных камней РФ;
  3. оказание услуг транспортировки, страхования, охраны ценностей Госфонда драгметаллов и драгоценных камней РФ, об оказании услуг транспортировки, страхования, охраны музейных предметов и коллекций, ценных и редких рукописей, изданий, архивных документов, их копий, имеющих художественное, историческое, иное культурное значение, и передаваемых заказчиками физическим/ юридическим лицам либо принимаемых ими от физических/юридических лиц во временное владение и пользование (либо только пользование), включая проведение выставок на территории России и/или других стран,
  4. закупку услуг водителей и уборки помещений для обеспечения деятельности судебных приставов и судей.

Не позже, чем за 20 дней до момента вскрытия конвертов с заявками потенциальных участников заказчик в письменной форме направляет приглашения принять участие в конкурсе тем из них, кто соответствуют требованиям 44-ФЗ, способен выполнить работы и оказать услуги, информация о которых является государственной тайной, и имеет доступ к сведениям, её составляющим.

Упомянутые приглашения должны содержать информацию, которая согласно требованиям статей 42, 49 44-ФЗ допускается к включению в извещения о проведении открытых конкурсов.

На заказчика возлагается обязанность обеспечить возможность ознакомления с конкурсной документацией всем участников закрытого конкурса, направившим соответствующие запросы, при условии, что они соответствуют требованиям 44-ФЗ и уже получили приглашения принять участие в закрытых торгах.

По требованию участника, получившего приглашение, заказчик обязан на протяжении двух рабочих дней с момента получения соответствующего запроса, предоставить ему всю конкурсную документацию. Передана она должна быть в письменном виде после внесения таким участником платы за её предоставление (если плата установлена заказчиком, и информация о ней содержится в приглашении к конкурсу). Как уже отмечалось, размер платы не может превышать расходы участника по изготовлению одной копии документации.

За 20 дней (ни к коем случае не позже) до даты вскрытия конвертов-заявок на участие в закрытых торгах заказчик направляет уполномоченному федеральному органу исполнительной власти (ФАС РФ) перечень лиц, получивших конкурсную документацию, и копии каждого отправленного приглашения принять участие в конкурсе.

Важное уточнение: при наличии согласия всех участников закрытого конкурса, оформленного письменно, вскрытие конвертов с заявками может состояться до наступления даты, указанной в приглашении и конкурсной документации.

Протокол вскрытия конвертов-заявок так же, как и протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, составляются в 2-х письменных экземплярах не позднее рабочего дня, следующего за датами их подписания, и предоставляются заказчиком уполномоченному ФАС Российской Федерации. В это же время копии упомянутых протоколов заказчик направляет участникам конкурса, подававшим заявки на участие.

Что касается закрытого конкурса с ограниченным участием, то он представляет собой симбиоз двух процедур: закрытого конкурса и открытого, но с ограниченным участием. Главная его особенность в том, что победителем признается участник, не только предложивший лучшие условия выполнения контракта на торговой площадке, но и прошедший предварительный предквалификационный отбор.

Требования к участникам закрытых закупок

К участникам подобных конкурсов предъявляются как единые требования, установленные Законом для всех участников госзакупок, так и дополнительные, которые согласно части 2 статьи 31 имеет право предъявлять правительство РФ. Например, такие требования могут касаться наличия у них:

  1. достаточных финансовых ресурсов для выполнения контракта;
  2. находящегося в собственности или на иных законных основаниях оборудования, других материальных ресурсов, необходимых для выполнения контракта;
  3. удовлетворительной деловой репутации и опыта работы, касающегося предмета контракта;
  4. достаточного количества специалистов, сотрудников определённого уровня квалификации.

Закрытый конкурс с ограниченным участием, особенности проведения

Основания, при наличии которых заказчик обязан провести не обычный конкурс, а конкурс, участие в котором ограничено прохождением предквалификационного отбора, предусмотрены ч. 2 ст. 56 44-ФЗ. Они актуальны для открытых и закрытых конкурсов с ограниченным участием, в которых речь идёт о:

1) выполнении технологически и/или технически сложных работ, услуг, поставке товаров высокотехнологичного, инновационного или специализированного характера, которые способны осуществить поставщики определённого уровня квалификации;

2) выполнении работ по сохранности объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников культуры и истории);

3) работах по реставрации документов Архивного фонда России, музейных коллекций и предметов, входящих в состав Музейного фонда РФ, редких и особо ценных документов библиотечных фондов, работах и услугах, связанных с необходимостью допуска поставщиков к базам данных архивов, музеев и библиотек, к депозитариям музеев, к охранным системам музейных предметов и коллекций, библиотечного фонда, архивных документов.

При проведении закрытых конкурсов с ограниченным участием вся закупочная информация доводится до ведома участников в порядке, установленном для проведения таких конкурсов.

Это означает, что извещение о проведении конкурса публикуется в единой информационной системе не позднее, чем за 30 дней до момента вскрытия конвертов-заявок на участие. Далее лица, нуждающиеся в конкурсной документации, направляют заказчику письменный запрос с приложением документальных доказательств их соответствия требованиям 44-ФЗ и наличию у них доступа к данным, являющимся государственной тайной.

Протокол с результатами проведения предквалификационного отбора, обоснованием решений заказчика и перечнем подходящих под установленные требования лиц составляется письменно, в двух экземплярах, которые не позже следующего за датой подписания рабочего дня заказчик направляет в уполномоченный ФАС РФ. В такой же срок копии протокола направляются участникам конкурса.

Протокол рассмотрения и оценки заявок от потенциальных участников конкурса закрытого типа с ограниченным участием заказчик составляет в трёх экземплярах и не позднее следующего рабочего дня после дня их подписания направляет в уполномоченный ФАС РФ. В тот же срок копии упомянутого протокола с приглашением поучаствовать в конкурсе отправляются тем его участникам, которые успешно прошли предквалификационный отбор.

Особенности проведения закрытых двухэтапных конкурсов по 44-ФЗ

Как ясно из названия такой конкурс проводится в 2 этапа, сочетая в себе черты как закрытого, так и двухэтапного открытого конкурса. Все потенциальные поставщики обязаны принять участие в обоих этапах, победителем же признается тот, кто предложит самые выгодные условия выполнения контракта по результатам 2-го конкурсного этапа.

При организации такого конкурса информацию о его проведении вместе с закупочной документацией заказчик, руководствуясь ч.2 ст.84 44-ФЗ, направляет ограниченному кругу лиц, соответствующих установленным требованиям и способным осуществить выполнение работ, оказание слуг и поставку товара, выступающих предметом данного конкурса.

Основания для его проведения содержатся в ч. 2 ст. 57 44-ФЗ. Заказчик имеет право организовывать подобный конкурс при одновременном соблюдении перечисленных ниже условий:

  1. целью конкурса является заключение контракта о проведении проектных работ (архитектурно-строительного проектирования в том числе), научных исследований, изысканий, экспериментов; о поставке высокотехнологичной, инновационной продукции, энергосервисных контрактов, а также о создании произведений искусства, литературы, их исполнения (как результата осуществления интеллектуальной деятельности);
  2. уточнение основных характеристик объекта закупки является результатом его совместного обсуждения всеми участниками конкурса.

Во время первого конкурсного этапа участники в обязательном порядке предоставляют первоначальные заявки на участие, содержащие их предложения касательно объекта закупки без каких-либо указаний или намёков на цену контракта. Никакого обеспечения заявок на участие в конкурсе на данном этапе не требуется.

Затем специальная конкурсная комиссия обсуждает все, содержащиеся в заявках предложения, касающиеся усовершенствования объекта закупок, с участниками конкурса.

Важнейшим её заданием на данном этапе является обеспечение равных возможностей для участия в обсуждении каждому потенциальному поставщику.

На следующем (завершающем) этапе конкурса конкурсная комиссия предлагает каждому участнику первого этапа подготовить и предоставить окончательные заявки на участие в конкурсе с обязательным указанием цены контракта и учётом условий, уточнённых во время обсуждения на первом этапе.

Обязательным требованием заказчика в данном случае будет предоставление участниками убедительного обеспечения для каждой из указанных заявок.

Вся закупочная информация при проведении двухэтапного закрытого конкурса потенциальным участникам закупки сообщается в порядке и сроки, установленные Законом для закрытого конкурса. Напомним: извещение о проведении конкурса публикуется в единой информационной системе, но доступ до самой конкурсной документация получают только заинтересованные лица, отвечающие установленным законодательством требованиям и направившие заказчику соответствующий запрос.

По результатам проведения конкурса конкурсная комиссия составляет протокол рассмотрения и оценки заявок потенциальных поставщиков на участие в конкурсе. Протокол оформляется в двух экземплярах и не позже следующего за днём его подписания рабочего дня направляется уполномоченному федеральному органу исполнительной власти - ФАС Российской Федерации. Ответственность за правильность оформления и своевременную отправку протокола возлагается на заказчика.

В те же самые сроки надлежащим образом заверенные копии упомянутого протокола направляются каждому лицу, подававшему заявку на участие в двухэтапном закрытом конкурсе. 

Положение о комиссии по осуществлению закупок согласно 44-ФЗ