+7 499 653 55 00
для Московской области и Москвы
8 800 500 7 500
Для регионов. Звонок бесплатный Позвонить по Skype Написать
Главная Контрактная служба по 44-ФЗ - положение о контрактной службе заказчика о 44-ФЗ, образец должностной инструкции контрактного управляющего

Контрактная служба заказчика по 44-ФЗ 

Одним из нововведений, которые Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» предусматривает для заказчиков, станет необходимость создания контрактных служб и назначение контрактных управляющих. Указанные институты призваны стать воплощением принципа профессионализма заказчика в сфере закупок, регламентированного статьями 6 и 9 44-ФЗ.

Одним из базовых принципов Контрактной Системы, является принцип профессионализма заказчика, регламентируемый статьей 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг». Суть принципа профессионализма заказчика раскрывается в статье 9 44-ФЗ, которая гласит, что деятельность заказчика (наряду со специализированной организацией и контрольным органом в сфере закупок) должна иметь профессиональную основу, а заказчик должен привлекать квалифицированные кадры, имеющие как практические навыки, так и теоретические знания в сфере закупок.

Закон также возлагает на заказчиков обязанность принимать необходимые меры для поддержания и повышения квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок, включая профессиональную переподготовку и дополнительное обучение.

Принцип профессионализма заказчика непосредственно прописан в ст. 38 Закона о контрактной службе. Часть 6 статьи 38 Закона о контрактной службе вменяет в обязанность сотрудникам контрактной службы и контрактным управляющим иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в области закупок. Данное положение напрямую соотносится с требованиями, прописанными в статье 6 44-ФЗ.

Рассмотрим подробнее понятие контрактной службы, алгоритм её создания и функционирования.

Условия создания контрактной службы и назначения контрактного управляющего

Части 1 и 2 статьи 38 44-ФЗ регламентируют, в каких случаях заказчики обязуются формировать контрактные службы, а в каких – назначать контрактных управляющих.

Итак, согласно указанной статье Закона о контрактной системе, заказчики, совокупный годовой объем закупок которых, согласно плану-графику закупок превышает 100 миллионов рублей, обязаны создавать контрактные службы.

Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых, согласно плану-графику составляет менее 100 миллионов рублей (при отсутствии контрактной службы) обязаны назначить должностное лицо, на которого возлагается ответственность за осуществление одной или нескольких закупок, а также исполнение каждого заключенного. Такое должностное лицо именуется контрактным управляющим.

Неверно понимать, что указанные нормы не позволяют заказчикам, чей совокупный годовой объем закупок не превышает 100 миллионов рублей, создавать контрактные службы. Для заказчиков этой категории создание контрактных служб не является обязательным.

Если заказчик выбирает не создавать контрактную службу, а назначить контрактного управляющего, в этом случае контрактный управляющий может быть назначен для осуществления как одной, так и нескольких закупок. При этом заказчик вправе назначить несколько контрактных управляющих, каждый из которых будет курировать отдельную закупку или отдельный сектор.

Важно и то, что, согласно части 1 статьи 38 Закона о контрактной системе, при создании контрактной службы заказчик не обязан создавать специальное структурное подразделение. Это положение означает, что создание контрактной службы вовсе не обязательно должно повлечь за собой изменение штатного расписания заказчика и не обязывает заказчика перепрофилировать структурные подразделения организации, объединяя или выделяя какое-то из в контрактную службу.

Предполагается, что контрактная служба может представлять собой нечто вроде «надстройки» над уже сложившейся у заказчика организационной структурой. Например, руководитель компании-заказчика может выпустить приказ, возлагающий на существующие отделы или отдельных сотрудников функции и обязанности контрактной службы. Заказчик при этом обязан получить согласие отдельных сотрудников, которых планируется включить в состав контрактной службы, поскольку подобное включение приведёт к расширению трудовой функции этих сотрудников и изменению их должностных инструкций. Соответствующие изменения также должны быть внесены и в трудовой договор с указанными сотрудниками.

Допускается, что контрактная служба может быть создана как отдельное структурное подразделения, либо на базе уже имеющегося у заказчика структурного подразделения, либо как новая структурная единица.

Функции, выполняемые контрактной службой

Функционал контрактной службы подробно описан в части 4 статьи 38 44-ФЗ. Часть 3 статьи 38 44-ФЗ регламентирует, что контрактная служба обязана действовать согласно положению (регламенту), созданному и утвержденному на основании типового положения (регламента), установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование контрактной системы в области закупок.

Соответствующий акт, утверждающий типовое положение (регламент) о контрактной службе был принят в сентябре 2013 г.

Должностная инструкция контрактного управляющего и полномочия контрактной службы

 

Типовая должностная инструкция контрактного управляющего скачать образец

Типовая должностная инструкция контрактного управляющего образец для ДОУ МУП

 

• составление плана и плана-графика закупок и внесение в него изменений, размещение плана плана-графика закупок, а также внесенных в них изменений в ЕИС (единой информационной системе);

• подготовка и размещение в ЕИС (единой информационной системе) извещений о закупках, закупочной документации и проектов контрактов, а также подготовка и рассылка приглашений потенциальным поставщикам, принять участие в закрытых закупочных процедурах;

• обеспечение осуществления закупок, включая заключение контрактов;

• принятие участия в рассмотрении дел об обжаловании результатов проведённых закупочных процедур, подготовка материалов для работы с претензиями;

• работа на стадии планирования закупок: в случае необходимости, организация консультаций с поставщиками, непосредственное участие в подобных консультациях, с целью сделать выводы о состоянии конкурентной среды на определённых рынках товаров, работ и услуг, поиск оптимальных решений для обеспечения нужд государства и муниципалитета;

• иные полномочия, регламентированные Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

При централизации закупок контрактная служба или контрактный управляющий берут на себя те полномочия, которые не были переданы соответствующему уполномоченному органу или учреждению, и несут ответственность в пределах имеющихся у них полномочий. Имеется в виду не только административная (соответствующие поправки будут внесены в КоАП РФ), но и дисциплинарная ответственность.

Важно учесть, что список полномочий контрактной службы или контрактного управляющего не является закрытым.

Закон не запрещает контрактной службе или отдельными её работникам, а также контрактным управляющим осуществлять иные обязанности, не относящиеся напрямую к закупкам на торговой площадке. В этой связи, штатный юрист, например, может быть одновременно сотрудником контрактной службы и исполнять свои непосредственные обязанности: вести претензионно-исковую работу, никак не связанную с исполнением контрактов.

Очевидно, что сам список полномочий, вверенных контрактной службе и контрактным управляющим, а также объем и значимость этих полномочий, безоговорочно свидетельствуют о том, что их исполнение возможно исключительно при условии наличия у специалистов достаточной квалификации, опыт и специальных знаний в сфере закупок.

Положение о контрактной службе заказчика по 44-ФЗ